Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Культура 007: обзор сентября

Марина Латышева

В сентябре вышли в свет мемуары Тони Блэра и новая книга Боба Вудворда. Венецианский кинофестиваль снова не обошелся без политических подтекстов: и в главном конкурсе, и в программе «Горизонты» показали испанские фильмы об эпохе франкизма. Режиссер одного их них, «Каракремада», Луис Гальтер и продюсер картины Серджи Морено рассказали Agentura.Ru о своей работе и о популярности темы франкизма в национальном кино.

КИНО

Испанская тема в Венеции

Прошедший в сентябре Венецианский фестиваль взял в конкурс сразу несколько политических картин. «Мирал» Джулиана Шнабеля об арабо-израильской проблеме не понравился критике и не получил призов. «Необходимое убийство» Ежи Сколимовски - об афганце, которого арестовали, заподозрив в терроризме, вывезли в Европу, где он и сбежал, попав в чужой ему мир, был отлично принят журналистами, а исполнитель главной роли Винсент Галло получил актерскую награду. Кроме того, на фестивале были представлены «Котлован» Ван Бина и Post mortem Пабло Ларрейна. Первая картина — исследование жизни в китайских трудовых лагерях. Вторая — свержение Сальвадора Альенде и переворот в Чили глазами работника морга. Оба фильма понравились критикам, но наград не получили.

Наконец, в основном конкурсе прогремел испанский фильм «Печальная баллада для трубы» Алекса де ла Иглесиа. Драму о любви двух клоунов к гимнастке и постепенного превращения их в монстров многие сочли символическим описанием истории страны между франкистами и анархистами. Да и сам режиссер признавался, что снимал фильм, чтобы «изгнать боль из своей души». «Баллада» получила гран-при фестиваля и приз за лучший сценарий.

Между тем, во второй по значению программе «Горизонты» показали еще одну испанскую ленту - «Каракремада» (Caracremada - сожженное лицо на каталонском) Луиса Гальтера о жизни и смерти партизана Рамона Вила Капдевила. Он продолжил личную партизанскую войну даже после того, как его организация прекратила сопротивление режиму. Много ли снимают о франкизме в самой Испании? Станет ли эта тема новым политическим трендом фестивалей? Ведь в последние полгода в Испании растет обсуждение темы франкизма: активисты находят все новые и новые места массовых захоронений, судья Балтасар Гарсон попытался снять запрет на расследование преступлений режима Франко, а известные деятели культуры, такие как Педро Альмодовар, Пилар и Хавьер Бардем снимаются в социальных роликах о жертвах режима. Альмодовар уже сообщил,что его следующий фильм будет о Маркосе Анне, политзаключенном, который большую часть жизни провел в тюрьмах.

Режиссер «Каракремады» Луис Гальтер и продюсер картины Серджи Морено ответили на вопросы Agentura.Ru:

- Рамон «Каракремада» - исторический персонаж. Кто он для вас — обычный человек, герой, или сумасшедший, который десятилетиями жил в лесу и устраивал странные, порой чисто символические диверсии?

Луис Гальтер: Рамон родился в 1908 году в Пегера и умер в 1963 году в Кастеньо дель Бахес. Это два не очень далеких друг от друга городка в Каталонии. Он потратил всю свою жизнь на борьбу с несправедливостью. В 30-е годы участвовал в рабочем движении, воевал — сначала в его жизни была гражданская война в Испании, затем вторая мировая, потом тайная гериллья против диктатуры Франко. Он был профессиональным борцом, война была его работой. Это рутина, которую вы делаете изо дня в день, до тех пор, пока не умрете (или не будете убиты). Я не считаю его героем, но он был сильным человеком. Его борьба никогда не была захватывающей, драматической. В фильме я и показываю эту рутину, но также и его навязчивую идею с уничтожением башен ЛЭП, которые со временем стали все более персонифицированными для него, словно гигантские металлические жандармы Франко.

- В кадре очень много обуви разных эпох, на которую камера все время обращает внимание. Откуда такой акцент?

Луис Гальтер: Рамон жил как кочевник, и чтобы выжить и не попасться, он перемещался с места на место и делал это пешком. Ботинки были его единственным видом транспорта, одним из элементов его жизни в лесу. Точно также, как и люгер парабеллум 9 мм, который он на резинке привязывал к руке. Реальные вещи, не декоративные, а очень важные для его существования. Он обработал подошвы ботинок, чтобы они не оставляли следов. И потом, единственная вещь, которая сохранилась в память о Рамоне — это как раз его ботинки, они находятся в маленьком музее неподалеку от места, где он был убит. Я сделал несколько их снимков, и для актера Луиса Солера изготовили похожие.

- Фильм может быть особенно интересен в России, которая никак не может разобраться с отношением к своему прошлому. Испанское общество сильно разделено из-за взглядов на эру Франко?

Серджи Морено: я не эксперт в этой области, и меньше всего мне бы хотелось делать фальшивые социологические выводы. Но испанская демократия очень молода. У нас было всего лишь 35 лет мира, которые прошли со смерти диктатора Франко. И это самый длинный период политической «стабильности» в новейшей истории страны. Испанское общество всегда очень жестко делилось на бедных и богатых, верующих и атеистов, консерваторов и либералов. Режим Франко продлился долго, и у этих людей было много времени, чтобы загрузить своей идеологией (смесью фашизма и крайнего католицизма) мозги испанцев. Культура и образование тогда были даже более ретроградными, чем в прошлые времена (за исключением республики). После диктатуры начался переходный процесс, изменивший старую систему и постепенно превращающий страну в молодую демократию. Это был бескровный шаг, но за ним — сложные стратегические игры между милитаристами, старым истеблишментом (не очень склонным к переменам) и новыми политическими партиями. Жертвы Франко так и остались пропавшими без вести, о них не хотят вспоминать. Именно поэтому, я думаю, испанцы, сыновья и дочери тех жертв, чувствуют боль и неудовлетворенность, заставляющие их быть агрессивными.

- Актеры фильма прежде всего все же испанцы. У них могли быть свои взгляды на то время. Как группа срабатывалась друг с другом?

Луис Гальтер: Не совсем правильно так говорить. Исполнители главных ролей были взволнованы сценарием, но не более. Они же актеры, для них это работа. Но вот непрофессионалы, жители той области, где мы снимали — у них всегда были разные мнения о Рамоне «Каракремаде». Кто-то считал его ублюдком, убившим мэра их деревни и воровавшим пищу у крестьян. Кто-то, наоборот, говорил, что Рамон был хорошим человеком, который спасал людей от арестов и судов. Разные точки зрения помогали делать его образ более неоднозначным.

- В Венеции показали не только «Каракремаду», но и «Печальную балладу для трубы» Алекса де ла Иглесиа, фильм о тех же временах, пусть и использующий специфический киноязык На эту тему обратили внимание только сегодня? Или в Испании об этом снимали давно?

Луис Гальтер: Я думаю, за исключением документальных фильмов Мартина Патино и нескольких масштабных лент о войне или послевоенной Испании (Sierra de Teruel Андре Мальро, например), большинство фильмов, в которых действие происходит в те времена, лишь используют это как фон. Для того, чтобы добавить каких-то черт к сценарию (драме, приключениям, триллеру, фильму нуар...). В «Каракремаде» мы попытались рассказать «историю подпольщика», а не «историю с участием подпольщика». Это большая разница. Мы изучали характер Рамона, интерпретировали его жизнь. И только затем выбрали жанр, который мог бы соответствовать ему и тому, что он для нас представляет, концепцию того, чем его борьба могла быть в ее чистом виде.

Серджи Морено: Так что вряд ли франкизм сегодня - популярная тема. Да, есть несколько фильмов, но это пока нельзя назвать тенденцией.

Протесты против экранизации Библии

Руководители нескольких консервативных христианских общественных организаций объединились в CARB (Coalition Against Religious Bigotry — Коалицию против религиозного фанатизма). Это Брент Бозел (Центр исследования медиа), Тони Перкинс (Центр исследования семьи), кинокритик и радиоведущий Майкл Медвед, Билл Донахью (Католическая лига), раввин Даниэль Лепин (Американский союз евреев и христиан), Тим Винтер (Родительский комитет по надзору за телевидением). Вместе они намерены бороться с новым проектом компании Comedy Central, анимационным сериалом «JC» об Иисусе Христе. Это будет история о молодом человеке, который хочет выбраться из тени своего могущественного, но безразличного к нему отца, и потому приезжает в Нью-Йорк. После решения цензоров убрать из серии «Южного парка» упоминания о пророке Мохаммеде, христианские правые организации надеются, что смогут остановить и проект о Христе. Правые хотят убедить рекламодателей не поддерживать производство этого фильма и компании, запланировавшей его создание.

А тем временем американская художница Молли Норрис, которая протестовала против цензурных действий Comedy Central и вычеркивания из мультфильма пророка Мохаммеда, вынуждена была изменить личность из-за угроз, поступивших в ее адрес. Об этом сообщалось в статье главного редактора издания Seattle Weekly. Карикатуристка Молли Норрис на своей странице в Facebook призывала провести «День, когда все рисуют Мохаммеда» в знак протеста против цензуры. Своими рисунками ее подержали две сотни художников. После чего духовный лидер мусульман Йемена анвар аль-Авлаки внес Норрис в некий «черный список». ФБР посоветовала художнице «быть осторожнее». По некоторым данным: именно после этого совета она сменила имя, место жительства и даже внешность. В ФБР, правда, отказались комментировать данные издания, но подтвердили, что действительно предупреждали Молли Норрис об угрозе ее жизни.

Источник: Reuters, Gazeta.ru

В Голливуде снимают фильмы о Тэтчер, Рейгане, Хрущеве и Линкольне

Мэрил Стрип ведет переговоры о съемках в фильме «Тэтчер», биографической драме об экс-премьере Великобритании. Сюжет фильма разворачивается в 1982 году, в течение двух недель, предшествовавших войне за Фолклендские острова. Война, длившаяся два с половиной месяца, спасла ее карьеру, улучшив имидж Тэтчер и способствовав ее переизбранию на следующий премьерский срок. Режиссером фильма должна стать Филлида Ллойд, уже работавшая со Стрип над мюзиклом «Mamma Mia!».

Компания Тома Хэнкса Playtone занята съемками фильма о Никите Хрущеве для канала HBO. На роль советского лидера приглашен Пол Джаматти. Фильм снимается по мотивам книги «Х. выходит из себя» Питера Карлсона, посвященной двухнедельному пребыванию Хрущева в США в октябре 1959 года, в период обострения отношений между двумя супердержавами. Визит Хрущева в США был идеей президента Эйзенхауэра, и советский лидер вместе с семьей посетил тогда Вашингтон, Нью-Йорк и Сан-Франциско. Его визит в Диснейленд был отменен и-за того, что компромисс между двумя странами по проблеме Западного Берлина так и не был достигнут, после чего и произошел инцидент, статья о котором в Daily Mail была названа «Х. выходит из себя». Правда, после визита отношения между двумя лидерами все же потеплели и оставались таковыми вплоть до инцидента с самолетом-шпионом Френсиса Пауэрса.

Истории жизни Рональда Рейгана будет посвящен широкоформатный фильм «Рейган», создаваемый по мотивам книг «Крестоносец» и «Бог и Рональд Рейган» Пола Кенгора. Сценаристом проекта стал Джон Маккорд, а бюджет картины составит 30 млн. доллларов. Фильм начнется с 1981 года и покушения на президента и покажет Рейгана через ретроспективу его воспоминаний. Ни режиссер, ни исполнитель главной роли пока не известны. В США в 2003 году уже был снят телесериал-байопик Reagans с Джошем Бролином в главной роли. Предполагалось, что его пустят в эфир телеканала CBS, но затем показ перенесли на телеканал Showtime. Авторов обвинили в «левом уклоне», едва ли не в оскорблении любимой американцами исторической фигуры, и CBS предпочел передать сериал на свое кабельное подразделение. Джош Бролин тогда отрицал приписываемую ему ненависть к Рейгану, заявив, что считает его «потрясающим парнем» и даже однажды голосовал за него. По словам актера, в сериале он изображал президента очень реалистично и в положительном ключе.

Политическому лидеру посвящен и новый фильм Роберта Рэдфорда The Conspirator – это авторское расследование одного из самых громких эпизодов в истории США, убийства Авраама Линкольна. Вместо того, чтобы снимать о самом покушении, Рэдфорд заинтересовался его убийцами и снимал фильм о заговоре и последующем аресте подозреваемых. Арестованы были семеро мужчин и одна женщина, их обвинили в заговоре с целью убийства президента, вице-президента и госсекретаря страны. Единственную женщину среди арестованных, Мэри Сарретт, играет Робин Райт, адвоката всех восьмерых Фредерика Эйкена – Джеймс Макэвой. Мэри Сарретт была первой женщиной, казненной американским правительством. «Эта история известна очень немногим людям, остальные лишь думают, что они все знают, – так прокомментировал свой проект Рэдфорд в ходе недавнего кинофестиваля в Торонто. – Нация хотела правосудия, тогда как молодой адвокат понимал, что его клиентка может быть невиновна, что ее используют как приманку, чтобы поймать того единственного, кого не удалось найти – ее сына Джона». Убийство Линкольна ввергло тогдашнюю Америку в хаос. Рэдфорд заявил, что сегодняшние США также очень расколоты во мнении о своем нынешнем и предыдущем президентах. «История – спираль, - сказал актер и режиссер. – Мы продолжаем повторять самих себя. Мы живем сегодня в ситуации страха и хаоса, и то же самое было и 150 лет назад».

Источники: Reuters, Variety

КНИГИ

Мемуары Тони Блэра бьют рекорды продаж в Великобритании

Автобиография Тони Блэра «Путь» (A Journey) увидела свет 1 сентября 2010 года. Книга сразу заняла первые строчки в списках бестселлеров на национальных сайтах интернет-магазинов. Представители компании Waterstones, одного из крупнейших в Великобритании книжных торговых сетей, заявили, что успех беспрецедентен, что книга подобного жанра впервые пользуется таким спросом и может составить конкуренцию бестселлерам Джоан Ролинг и Дэна Брауна. По данным Amazon, «Путь» также популярен в США и Канаде и вошел в десятку самых продаваемых книг.

В то же время сценарист Питер Морган нашел в биографии Блэра вымышленную сцену из своего фильма «Королева». «Вы мой десятый премьер-министр. Первым был Уинстон, это было до еще до вашего рождения», - говорит Елизавета II молодому Блэру, как он описал это в своей книге. В оскароносном фильме «Королева» Стивена Фрирза по сценарию Питера Моргана эта фраза звучала так: «Вы мой десятый премьер-министр, мистер Блэр. Первым был Уинстон Черчилль». Сценарист утверждает, что полностью выдумал этот диалог, что эта история не основана на реальных событиях. По его мнению, конечно, можно представить, что Морган идеально угадал содержание беседы Королевы и премьера, и Блэр таким способом официально завизировал сценарную удачу Моргана. Но возможно, что «после пары джин-тоников реальность и вымысел смешались в голове Тони Блэра, что было бы забавно, ведь он говорит, что не смотрел наш фильм», - заявил сценарист.

Источники: Guardian, Daily Telegraph

Дональд Рамсфельд тоже решил написать книгу

Экс-министр обороны США и один из самых горячих сторонников ввода войск в Ирак выпустит автобиографию в январе 2011 года. Издательство Penguin, публикующее его мемуары, планирует создать веб-сайт, где будут выложены документы времен войны в Ираке, доказывающие правоту политики Рамсфельда. По словам 78-летнего экс-министра, вся прибыль от издания автобиографии пойдет в благотворительные ветеранские учреждения. Книга с рабочим названием «Известное и неизвестное» будет посвящена всей карьере Рамсфельда и подробно остановится на некоторых особо острых моментах, включая скандалы с содержанием заключенных в Абу Грейб и Гуантанамо.

Источник: Reuters

The New Muslim Brotherhood in the West

Lorenzo Vidino, Columbia university press, 2010

В Европе и Северной Америке сети, чье происхождение можно проследить до «Братьев-мусульман» и других исламистских движений, быстро развились в многофункциональные и богато финансируемые организации, претендующие на то, чтобы стать главными представителями западных мусульманских сообществ в диалоге с правительствами. Кто-то из аналитиков считает эти структуры поощряющими интеграцию. Кто-то, наоборот, видит в них троянских коней. Лоренцо Видино более десяти лет исследовал историю политического ислама на Западе и представляет читателю свой анализ движения, которое все еще остается относительно неизвестным. Он встречался с экспертами на четырех континентах, изучал документы, изданные на десяти языках. Автор изучал историю, методы и цели «Братьев-мусульман», так же как и их феноменальный рост.

Лоренцо Видино – старший аналитик вашингтонского института исследования проблем терроризма Investigative Project. Он также автор первой книги об «Аль-Кайде» в Европе - Al Qaeda in Europe: The New Battleground of Global Jihad.

Источник: Columbia university press

The Perfect Nazi

Martin Davidson, Penguin books, 2010

В 1926 году в возрасте двадцати лет начинающий дантист Бруно Лангбен стал членом нацистской партии. Юность в Германии, обедневшей и оскорбленной итогами Первой мировой войны, окружение, состоявшее из бывших военных – все это и привело к тому, что Бруно стал одним из тех, кто попал под влияние нацистов. Когда партия пришла к власти, он был уже высокопоставленным членом SS. В течение полувека после окончания Второй мировой войны его потомки держали все в секрете. Но его внук, британец Мартин Дэвидсон счел нужным рассказать об этой тайне. Он узнал о ней от своей матери, и только после того, как его дед умер. Используя семейный архив, Дэвидсон реконструирует жизнь Бруно и его путь от разочарованного жизнью юноши до чиновника SS. Дэвидсон пытается на его примере понять, как он и миллионы таких же молодых людей стали нацистами. А заодно примириться с тайной своей семьи. Дэвидсон – обладатель двух степеней Оксфорда, редактор научных и деловых программ BBC. Он был автором многих успешных телепроектов для BBC, A&E, and The History Channel.

Источник: Penguin

Obama's Wars

Bob Woodward, Simon and Schuster, 2010

Знаменитый американский журналист работал над этой книгой в течение 18 месяцев. Она появилась на прилавках 27 сентября. Книга объемом в 441 страницу посвящена тому, как президент США принимал решения о войне в Афганистане, тайной войне в Пакистане и борьбе с терроризмом. А также противоречиям и распрям, охватившим ближайшее окружение Барака Обамы и всю демократическую партию из-за выбора стратегии в Афганистане.

Источник: Simon and Schuster

Agentura.Ru 18.10.2010