Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Культура 007: обзор мая

Марина Латышева

Новые книги, скандалы Каннского кинофестиваля, неожиданные планы грядущего ММКФ. А также интервью режиссера венгерского фильма «Дети славы» Кристины Года о событиях в Венгрии в 1956 году. Этот фильм побывал на Берлинском кинофестивале, его купили многие страны Европы, но до России он так и не добрался.

КИНО

Политические итоги Каннского кинофестиваля

Минувший Каннский кинофестиваль не обошелся без скандалов. В самом его начале была подписана петиция в защиту Романа Полански. Такие кинематографисты, как Жан-Люк Годар, Матье Амальрик и Ксавье Бовуа подписали ходатайство к швейцарским властям с призывом отклонить американский запрос о выдаче Полански в США. Интересно, что как раз в дни фестиваля британская актриса Шарлотта Льюис заявила, что в 16-летнем возрасте также была жертвой домогательств режиссера.

С Годаром был связан и еще один эксцесс. Режиссер, чей фильм «Социализм» показали в Каннах, отказался лично приехать на Лазурный берег. В своем письме директору фестиваля Тьерри Фремо Годар намекал, что его отказ связан с греческой проблемой. По другой версии, режиссер отказался ехать не в знак поддержки греков, а потому что его фильм не взяли в основной конкурс. Годар не бывает в Каннах с 2004 года. За всю свою карьеру он не был удостоен ни одной «Золотой пальмовой ветви».

Еще одна интересная история на фестивале произошла с документальным фильмом Сабины Гуззанти «Драквила» о землетрясении в Аквиле. Фильм обвиняет Берлускони в том, что он воспользовался землетрясением, чтобы повысить свой рейтинг, упавший после серии связанных с его именем сексуальных скандалов, однако не сделал ничего полезного для пострадавших, так как был слишком занят подготовкой саммита стран «большой восьмерки». Министр культуры Италии Сандро Бонди бойкотировал фестиваль. По словам Бонди, это «...пропагандистский фильм, оскорбляющий правду и итальянцев». Бойкот чиновника тут же осудила итальянская оппозиция, заявив, что Берлускони и его правительство становятся все более нетерпимыми.

Самым скандальным фильмом конкурса оказался «Вне закона» Рашида Бушареба. Картина посвящена франко-алжирской проблеме и событиям в Сетифе в мае 1945 года. В Канне прошли митинги протеста ветеранов алжирской войны, утверждавших, что Бушареб искажает историю, и фестиваль не должен был включать его фильм в программу. Каннское жюри фильм Бушареба проигнорировало. Жюри не стало отмечать и другие фильмы на политические темы, такие как «Ирландский маршрут» Кена Лоуча о контрактниках в Ираке и «Честная игра» Дага Лаймана об офицере ЦРУ Валери Плейм, жене посла, засвеченной The New York Times.

Впрочем, победитель Канн таец Апичатпонг Веерасетакул много говорил о политике на своей пресс-конференции — в апреле и мае на его родине происходили столкновения между демонстрациями и армией, и, по мнению режиссера, насилие стало возможно из-за слишком явного контраста между богатством и бедностью в Таиланде. Гран-при фестиваля получила лента Ксавье Бовуа «О богах и людях», история монахов в Алжире, ставших заложниками у террористов. Между тем, решения жюри вовсе не говорят о том, что политика на Лазурном берегу в этом году была проигнорирована. Скорее это свидетельство ума и вкуса Тима Бартона и его коллег, которые раздали призы, руководствуясь не актуальностью и скандальностью фильмов, а их художественными достоинствами.

Между тем, самая громкая Каннская политическая акция касалась иранского режиссера Джафара Панахи. Сторонник оппозиции, автор фильма о последних президентских выборах в Иране, Панахи был помещен под домашний арест в феврале нынешнего года — ему не позволили выехать на Берлинский кинофестиваль. «Берлинале» выразил сожаление по поводу ареста режиссера. Вскоре стало известно, что Панахи перевели в тюрьму. Канны демонстративно включили арестанта в состав жюри второй конкурсной программы «Особый взгляд». Во время фестиваля о Панахи много говорили самый прославленный иранский режиссер Аббас Кияростами и французская актриса Жюльет Бинош. Кроме того, в эти же дни сам арестованный объявил в тюрьме голодовку. Сразу после фестиваля стало известно, что Панахи, наконец, отпущен под залог — сумма залога составила порядка 200 тыс. долларов. Дело Панахи, впрочем, не закрыто — оно будет передано на рассмотрение Революционного суда.

Источники: Reuters, BBC, CNN, Guardian, Lenta.Ru

Политическое кино из Восточной Европы на Московском кинофестивале

В этом году в конкурсной программе ММКФ много фильмов из стран бывшего соцлагеря о драматических событиях XX века. Например, в чешском «Как рай земной» действие происходит на фоне вторжения советских войск в Чехословакию, а венгерский «Последний донос на Анну» посвящен уехавшим после восстания 1956 года на Запад. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов на анонсирующей пресс-конференции заметил, что такая программа стала возможной только после того, как по центральным российским телеканалам показали «Катынь» Анджея Вайды. Фильмы такого рода снимаются в Восточной Европе регулярно. На последнем Каннском кинорынке можно было обнаружить, например, словацкую картину ID о вторжении в Чехословакию, или посвященную тем же событиям чешскую комедию Operation Dunaj, герои которой, танкисты, заблудились на своем танке в Богемии во время интервенции. Все это фильмы разного качества и для разной аудитории, но чаще всего они не добираются до России, а если и добираются, то со скрипом. Независимо от уровня и известных имен в титрах. Самый яркий пример — это, конечно, «Катынь».

Но есть и другие. Например, венгерский фильм «Дети славы», снятый в 2006 году. Бюджет этого фильма - 15 млн. долларов, что немало для национального кино. Фильм сделан с голливудским размахом (над ним работал Джо Эстерхаз, сценарист «Основного инстинкта» и «Щепки», а также продюсер «Рэмбо» и «Никсона» Эндрю Дж. Вайна). Картина была показана на Берлинском кинофестивале, куплен во многие страны мира, но в Россию не попал. Фильм - история игрока национальной команды по водному поло, его любви к студентке-активистке движения за независимость и матча по водному поло между командами СССР и Венгрии во время олимпиады в Мельбурне в 1956 году, известного позже как матч «кровь в бассейне».

Вероятно, фильм получился слишком голливудский, слишком сентиментальный и политкорректный. Все стороны конфликта (советские войска, мятежные студенты, спортсмены) аккуратно наделены как отрицательными, так и положительными чертами. Единственные явно демонические персонажи здесь — это венгерские чекисты. Интересно, что в том же 2006 году в США вышел документальный фильм об этом матче - Freedom's Fury, одним из продюсеров которого был Квентин Тарантино. Судя по критике, он расходится в анализе причин столкновения спортсменов с тем, как оно показано в «Детях славы». Но может быть, тем интереснее было бы показать обе ленты в России.

Agentura.Ru попросила рассказать о «Детях славы» режиссера фильма Кристину Года и его дистрибутора, представителя компании HungariCom Ltd Виктора Дудаса.

«А»: Вы снимали все военные действия в венгерской столице?

К.Г.: Весь фильм был снят в современном Будапеште, где ничто сегодня не напоминает о 50-х годах. На стадии post-production пришлось использовать компьютерную графику, чтобы создать представление о городе середины прошлого века, мы «удаляли» неоновую рекламу, современные здания, даже мосты через Дунай. Чтобы снять боевые сцены, надо было работать в переполненном городе, из-за съемок возникали автомобильные пробки. И потом, взрывы и стрельба тревожили людей, ведь по сюжету многие из этих сцен происходили в центре и ночью. В одном эпизоде нам необходимо было снимать русские танки у здания нашего парламента, которое, как вы понимаете, совершенно не предназначено для съемок. Так что было сложно.

«А»: Какова была реакция на «Детей славы»? Ваш зритель — это только Венгрия и венгерская диаспора?

К.Г.: Я знаю, что венгерские зрители, особенно старшее поколение, чувствовали, что они словно вновь пережили 1956 год. Но и молодежи он был интересен, кажется, им понравилось, они уловили атмосферу времени, поняли его.

В.Д.: Раньше картину представляла компания Fortissimo Films, HungariCom получила права на него только в начале нынешнего года. И за этот короткий промежуток времени мы продали его в Германию и в германоговорящие территории Франции, и это были последние страны Западной Европы, где фильм до сих пор не покупали. Он получил очень хорошие отзывы в Европе и Америке.

«А»: Вам интересно мнение русского зрителя?

К.Г.: Меня очень интересует мнение зрителей из России. Я и надеюсь, ваш зритель поймет, что это не антироссийское кино. Это фильм против диктатуры, против угнетения, от которого страдали и многие русские.

«А»: Мне показалось, он вышел очень политкорректным. Самые отвратительные характеры — не советские солдаты, а сотрудники национальных спецслужб. Есть и обида на Запад, который не помог тогда Венгрии.

К.Г.: Вы правы. Мы снимали именно о злодеях в собственной стране. Советские солдаты тут — некая угнетающая сила без индивидуального лица, это армия, которая подавляет революцию.

«А»: Вас упрекали в злоупотреблении голливудским стилем.

К.Г.: Это придуманная история, происходившая внутри реальных событий. Она верна политически, но в ней действуют вымышленные персонажи. Я не думаю, что стиль фильма можно называть американским. Так как изначально были запланированы огромные массовки и сложные военные сцены, понятно было, что снимается не маленькая арт-хаусная картина. Она динамичная, яркая визуально, но она венгерская.

«А»: Вы знаете о документальном фильме Freedom's Fury, посвященном тому матчу по поло?

К.Г.: Все наши персонажи были вымышленными, включая игроков команды по водному поло. Но сама история команды подобна реальной истории, хотя мы и использовали другие имена. Конечно, Freedom's Fury — это был очень мощный фильм и документальный источник для нашей работы. Но также мы много работали в архивах, встречались со многими, кто был свидетелем тех событий.

«А»: Среди отзывов на IMDB был и такой: «Наши нынешние посткоммунитические власти не рады фильму, они чувствуют, что это их предшественники играли столь зверскую роль в нашей истории». Были ли у вас проблемы с прокатом внутри страны?

К.Г.: «Дети славы» вышли в широкий прокат и собрали очень большую кассу. В Венгрии все же демократия, и наше социалистическое правительство никак не высказывалось по поводу фильма.

«А»: Что в Венгрии думают о социалистическом периоде своей истории? В России, например, часть молодежи даже гордится советским прошлым.

К.Г.: В Венгрии есть некоторые радикальные правые тенденции. Но большинство людей все же восприняли уроки прошлого, они выступают против любой формы угнетения.

Голливуд снимает фильмы о нефти и о Винни Манделе

Новым Нельсоном Манделой станет Теренс Ховард. Актер сыграет первого президента ЮАР в фильме южноафриканца Дарелла Рудта, посвященном Винни Манделе. Роль самой Винни отдана певице и актрисе Дженнифер Хадсон. Фильм с бюджетом в 15 млн. долларов основан на биографии бывшей жены президента и будет сниматься в Кейптауне, Йоханнесбурге и на острове, где Мандела провел в заключении 18 лет.

Стивен Болдуин намерен сделать документальный фильм о катастрофе в мексиканском заливе и о ее влиянии на экологию и экономику Америки. «Я хочу рассказать миру не только о самой аварии, - сказал он. - И это не вопрос вины BP, все мы виноваты из-за нашей зависимости от нефти». Рабочее название картины - Will to drill, и к работе над ней он привлек своего старинного друга Пола Коэна, кинопроизводителя и директора Torchlight Center Florida University.

Вероятно, спикером фильма станет Кевин Костнер, который, по словам Болдуина, потратил 25 млн долларов из своего кармана, чтобы создать так называемый Costner Oil Separator. Это изобретение, над которым работал брат Костнера, инженер по образованию, можно будет представить вниманию компании BP. Болдуин уже начал съемки в некоторых областях южной Луизианы. Он планирует закончить работу к концу сентября, чтобы представить фильм отборщикам фестиваля Sundance.

Источник: Reuters

КНИГИ

Следующую серию Бондианы напишет американец

Писатель уже начал составлять план романа, который должен быть издан в мае 2011 года. Пока известно лишь рабочее название - «Проект Икс», все остальное строго засекречено. «Я писал о молодых афроамериканцах, о стариках, писал с точки зрения женщин и серийных убийц. Думаю, мне будет несложно вжиться в роль автора приключений Джеймса Бонда, - заявил писатель. - Я не пишу роман так, как если бы я был Яном Флемингом, этого никто не смог бы сделать. Я просто создаю захватывающий триллер с неожиданными сюжетными поворотами».

Дивера сочти подходящим кандидатом на роль продолжателя саги о Бонде после того, как в 2004 году он выиграл Crime Writers' Association Ian Fleming Steel Dagger Award за свою новеллу Garden of Beasts и во время церемонии награждения долго говорил о том, скольким обязан Флемингу. Коринн Тернер, управляющий директор Ian Fleming Publications Ltd сообщила, что своим романом Дивер доказал способность писать убедительные криминальные триллеры не только на американском материале. «Проект Икс» будет издан постоянными издателями Дивера в Великобритании, компанией Hodder&Stoughton. В США он выйдет в издательстве Simon&Schuster.

Источник: Reuters

Боб Вудворд написал о Бараке Обаме

Книга Боба Вудворда о президенте США Бараке Обаме будет издана в сентябре в издательстве Simon&Schuster. Вудворд, которые в последние годы выпустил несколько бестселлеров об экс-президенте страны Джордже Буше-младшем, готовил книгу о новом обитателе Белого дома больше года. Она сначала будет издана только в США, и пока у нее еще нет названия, не доступны широкой публике и детали ее содержания. Об этом сообщила представитель издательства Виктория Мейер.

Сотрудник газеты Washington Post Боб Вудворд стал известен после своего совместного с репортером Карлом Бернстайном расследования событий в отеле «Уотергейт». Итоги их расследования привели к оставке президента Никсона в августе 1974 года. Пока последняя четвертая книга Вудворда The War Within: A Secret White House History 2006-2008 вышла в 2008 году тиражом почти в миллион экземпляров.

Источник: Reuters

“Captive. 2,147 Days of Terror in the Colombian Jungle”

Clara Rojas, Simon&Schuster

В роковой день в феврале 2002 года организатор предвыборной кампании, адвокат Клара Роджес сопровождала своего давнего друга и кандидата в президенты Ингрид Бетанкур в область, контролируемую бойцами партизанской группировки «Революционные Вооруженные силы Колумбии (FARC). Боевики взяли женщин в заложницы и держали их в джунглях в течение следующих шести лет.

Там, в джунглях, Клара родила ребенка. Ей обещали, что роды будет принимать доктор, но все кончилось партизаном с кухонным ножом и наркотиками в качестве анестезии. Ее сына Эммануэля забрали у нее, когда ему едва исполнилось восемь месяцев. В следующие три года ей не предоставляли никакой информации о ребенке. Женщина была освобождена лишь в 2008 году и воссоединилась со своим сыном, которому и посвящена эта книга. Сегодня они живут в Боготе (Колумбия)

Источник: Simon&Schuster

“Nomad. From Islam to America: A Personal Journey Through the Clash of Civilizations”

Ayaan Hirsi Ali, Simon&Schuster

В романе «Кочевник» Айаан Хирси Али рассказывает о своем приезде в Америку с целью начать новую жизнь. Это история ее физического переезда, но, что гораздо важнее, и ее «эмоционального переезда», изменений в ее мышлении. На примере своих собственных проблем в США она показывает трудности и противоречия между исламом и западными ценностями. Она пишет о примирении с ее родными, с отцом, который отрекся от нее после ее отказа от ислама, со своей матерью и кузенами, живущими сегодня в Сомали и в Европе. «Кочевник» - это портрет семьи, разлученной столкновением цивилизаций. Но также это и восприятие рожденной в исламе женщиной, порой серьезное, порой забавное, западного общества и США в частности. Хирси Али опасается, что США повторит европейскую ошибку и недооценит опасность радикального ислама. Она обращается к представителям университетов, христианской церкви и феминистских движений с предложениями, которые по ее мнению, могли бы помочь другим уехавшим в США мусульманам преодолеть проблемы, которые Хирси Али испытала на себе.

Источник: Simon&Schuster

“Mussolini's war. Fascist Italy’s Military Struggles from Africa and Western Europe to the Mediterranean and Soviet Union 1935-45”

Frank Joseph, Casemate

Среди больших ошибок современников одна из самых крупных — представление о том, что Бенито Муссолини был просто «младшим партнером» Гитлера и не внес существенного вклада во Вторую мировую войну. Но недавние исследования, недавно открытые досье и документы представляют миру иную картину. Они проливают свет, например, на успехи флота Италии, который к середине 1942 года доминировал в Средиземном море, на успехи авиации Италии. Есть и данные о том, что Дуче планировал атаковать США, и Нью-Йорк чудом избежал атомной бомбардировки - итальянские ученые в 1939 году лидировали в области ядерных исследований. По мнению авторов, эти и другие многочисленные детали, приведенные в книге, должны сломать устаревшие стереотипы о слабости Муссолини.

Источник: Casemate

“Saviors and Survivors. Darfur, Politics, and the War on Terror”

Mahmood Mamdani, Random House

В своей книге Махмуд Мамдани рассказывает о том, с чего начался конфликт в Дарфуре, как шла гражданская война (1987-1989) между кочевыми и крестьянскими племенами, также как засуха расширила Сахару более чем на 60 миль за 40 лет, и как это повлияло на военные конфликты в регионе. Мамдани также пишет о том, как холодная война усиливала гражданскую войну в соседнем Чаде, в том числе конфронтацию между Ливией Муамара Каддафи (поддерживаемого СССР) и администрацией Рональда Рейгана (в союзе с Францией и Израилем), и как военная борьба постепенно перетекала в Дарфур. К 2003 году в эту войну были вовлечены национальные, региональные и глобальные силы, в том числе и мощное западное лобби, которое теперь видело события, как часть общей войны с террором и призывало к военному вторжению под видом гуманитарного вмешательства.

Махмуд Мамдани родился в Уганде. Он — политолог и антрополог, профессор, директор института африканских исследований в колумбийском университете в Нью-Йорке, автор многих книг, а также докладчик на Nobel Peace Prize Centennial Symposium.

Источник: Random House

9.06.2010